• Информация для абитуриентов
  • Информация для абитуриентов
  • Информация для очников
  • Информация для заочников
  • Старая версия сайта

Национальный проект "Наука и университеты"

XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться.

Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.

В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта:

-     Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;
-     Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;
-     Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;
-     Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.



Итоги национального проекта за 2021 г.

Проекты

Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок (КАДРЫ)

Задача: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся.

Мероприятия направлены на:

  1. обеспечение доступности высшего образования;

  2. создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок;

  3. повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.

В 2024 году:

●       362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета.

●       35 250 иностранных граждан привлечены на обучение с помощью олимпиад и конкурсов.

●       7 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития.

●       7 000 грантов аспирантам в рамках реализации научных и научно-технологических проектов.

●       950 сотрудникам научных и образовательных организаций по программе подготовки управленческих кадров провели обучение.

●       900 молодежных лабораторий.

●       800 руководителей научных и образовательных организаций – кадровый резерв.

●       600 программ внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и развития приоритетных территорий.

●       500 субсидий на проведение обучения по программам повышения квалификации научно-педагогических работников для разработки и реализации дисциплин в области правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и разработок.

●       300 поддержанных научных проектов и исследований в сфере общественно-политических наук.

●       156 лабораторий мирового уровня.

●       15 центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в рамках НОЦ.

Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЛИДЕРСТВО)

Задача: развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям.

Мероприятия направлены на:

  1. достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России;

  2. повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров.

В 2024 году:

●       750 российских научных журналов включены в международные базы данных (WEB of Science или Scopus, WEB of Science и Scopus).

●       238 морских экспедиций на научно-исследовательских судах.

●       42 мероприятиям в области синхротронных и нейтронных исследований оказана государственная поддержка.

●       35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.

●       35 центрам трансфера технологий и 16 научным центрам мирового уровня оказана господдержка.

●       30 ежегодных подписок в информационно-коммуникационной сети "Интернет" к научным журналам, базам данных научного цитирования.

●       25 мероприятиям развития генетических технологий и 11 региональным научно-образовательным математическим центрам оказана государственная поддержка.

●       24 центра Национальной технологической инициативы созданы и поддержаны.

●       19 мероприятий для вовлечения университетов в создание экосистемы студенческого технологического предпринимательства.

●       5 масштабным научным проектам мирового уровня оказана господдержка.

●       4 международных математических центра мирового уровня.

●       Сеть из 3 биоресурсных центров.

●       3 центрам геномных исследований мирового уровня (консорциумам) обеспечена государственная поддержка программ создания и развития.

●       Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.

●       Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» - Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.

Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии (ИНТЕГРАЦИЯ)

Задача: усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики.

Мероприятия направлены на:

  1. создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня;

  2. повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов.

В 2024 году:

●       Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.

●       102 университета поддержаны с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для:

➢   формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы;

➢   повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования;

➢   содействия региональному развитию.

●       15 научно-образовательных центров мирового уровня.

●       Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов.

●       Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

●       Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО).

●       Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.

Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров (ИНФРАСТРУКТУРА)

Задача: обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.

Мероприятия направлены на:

  1. обновление приборной базы ведущих организаций;

  2. продолжение создания уникальных научных установок класса «мегасайенс»;

  3. строительство и модернизацию научно-исследовательского флота;

  4. совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования;

  5. обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников.

В 2024 году:

●       19 инжиниринговых центров.

●       13 комплексов цифровых сервисов и решений в сфере науки и высшего образования.

●       Модернизированы 5 действующих научно-исследовательских судов: «Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А.Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе».

●       2 новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.

●       Обновленная инфраструктура и приборная база ведущих организаций.

●       Повышенный уровень технической вооруженности сектора исследований и разработок.

●       Финансовая поддержка развития национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций.

●       Уникальная научная установка класса «мегасайенс» ЦКП "СКИФ" с 6 экспериментальными станциями.

●       Уникальная научная установка класса «мегасайенс» на о. Русский в Дальневосточном федеральном округе.

●       Исследовательские станции Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК.

●       Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования.

●       Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».

●       Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт».

●       Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий.

●       Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт».

Вопросы и ответы

Что такое НОЦ и зачем они нужны?

Научно-образовательный центр мирового уровня – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.

Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.

Все вопросы и ответы

Десятилетие науки и технологий в Российской Федерации

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий.

Его основные цели - привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки.

Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.

Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий – на сайте наука.рф

Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ИНЖЕНЕРИЯ БУДУЩЕГО»

Научно-образовательный центр мирового уровня «Инженерия будущего» (далее – НОЦ «Инженерия будущего», НОЦ, центр) – это научно-образовательный центр, призванный объединить науку и реальный сектор экономики.

Миссия НОЦ «Инженерия будущего» состоит в разработке ответов на большие вызовы научно-технологического развития Российской Федерации в части исчерпания возможностей экономического роста России, формирования цифровой экономики и рисков сокращения человеческих ресурсов.

Тематика центра – инженерия будущего.

Тематика обусловлена тем, что инженерное знание и технологии лежат в основе современной экономики. Методы, подходы и технологии инженерии проникли в медицину, биологию, сельское хозяйство, химию и разработку новых материалов. Понимание направлений технологического развития определяет перспективы создания и использования новых продуктов. При этом компетенциями именно в области инженерных решений сильны регионы, выступившие инициаторами создания научно-образовательного центра: Самарская, Пензенская, Тамбовская, Ульяновская области, Республика Мордовия, Чувашская Республика.

Ключевым сквозным направлением работы центра являются современные инженерные наука и технологии, имеющие кроссотраслевой и междисциплинарный характер. В их основе:

− интеллектуализация инжиниринга через создание баз инженерных знаний и разработку моделей, методов и алгоритмов «Искусственного интеллекта», включая управление группировками (роями) автономных «умных вещей» и создание цифровых экосистем и колоний такого рода систем коллективного интеллекта;

− перенос методов инженерии и модельных решений между различными областями знаний;

− развитие концепции эмерджентного «сильного интеллекта» для решения сложных инженерных задач на всех стадиях жизненного цикла сложных изделий, построенного на основе теории сложных адаптивных систем, моделей и методов коллективного принятия решений, онтологий и мультиагентных технологий;

− формирование системы сотрудничества с российскими и зарубежными центрами по вопросам современной инженерии

Цель НОЦ «Инженерия будущего» состоит в кооперации науки, образования и бизнеса для создания востребованных коммерческих проектов мирового уровня и развития кадрового потенциала для решения крупных научно-технологических задач.

Основные задачи НОЦ «Инженерия будущего»:

- интеграция научных и образовательных организаций с организациями реального сектора экономики для проведения исследований и разработок мирового уровня;

- создание технологических инноваций и подготовка новых инжиниринговых команд, способных использовать разработки на реальном производстве;

- подготовка кадров для решения крупных научно-технологических задач в интересах развития отраслей науки и технологий по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации;

- получение новых технологий и продуктов и их коммерциализация.

ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» как полноправный участник консорциума научно-образовательного центра «Инженерия будущего» принимает активное участие в мероприятиях по реализации Программы деятельности НОЦ.

Подробнее о НОЦ «Инженерия будущего»

Новости нац. проекта "Наука и университеты"

Раздел не найден.