Национальная социальная инициатива (НСИ) — это механизм, позволяющий повысить качество услуг и сервисов в социальной сфере, где главная задача — удовлетворение потребностей человека в различных жизненных ситуациях.
30.05.2022 г.
Национальная социальная инициатива (НСИ) — это механизм, позволяющий повысить качество услуг и сервисов в социальной сфере, где главная задача — удовлетворение потребностей человека в различных жизненных ситуациях.
Цель НСИ – улучшить, в каких-то случаях изменить систему так, чтобы она работала для человека, для удовлетворения его нужд и потребностей, интегрировать принцип человекоцентричности в деятельность органов государственного и муниципального управления - Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив.
В настоящее время участником НСИ уже является 51 субъект Российской Федерации.
Распоряжением Губернатора Самарской области Самарский государственный экономический университет был определен региональным сервисным уполномоченным по внедрению НСИ. СГЭУ обеспечивает методологическое сопровождение, координацию взаимодействия участников НСИ, проводит различные мероприятия по популяризации сервисного подхода при оказании социальных услуг, организует совместно с Региональным штабом мониторинг потребителей социальных услуг.
Пилотный мониторинг проводился в декабре 2021г. в форме очного анкетирования потребителей социальных услуг и получателей мер поддержки в госучреждениях на территории муниципальных образований Самарской области: г. Самара, с. Красный Яр, с. Борское. Исследование степени удовлетворенности граждан качеством оказания социальных услуг проводилось по трем наиболее актуальным для жителей региона жизненным ситуациям: трудоустройство через Центр занятости населения, получение ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка, а также получение первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Результаты мониторинга показали необходимость продолжения начатой работы, так как подобные мероприятия позволяют не только «из первых уст» узнать о проблемных зонах в сфере социальных услуг, но и услышать от получателей услуг возможные пути улучшения сложившейся ситуации, активизировать позицию граждан как заказчиков услуг. Для постоянной объективной обратной связи с получателями социальных услуг в 2022 году очное анкетирование в пилотных учреждениях будет проводиться ежеквартально, а также во всех муниципальных образованиях Самарской области совместно с Центром управления регионом запущен online опрос оценки степени удовлетворенности качеством оказания услуг по указанным выше жизненным ситуациям.
С 24.05.2022г. по 06.06.2022г. группа интервьюеров из числа обучающихся 2-3 курсов СГЭУ по программам кафедр «Региональная экономика и управление» и «Социология и психология» проводят очное анкетирование в пилотных учреждениях. Для большинства студентов это первый опыт проведения социологического опроса и поэтому им оказывают активную организационную и консультационную поддержку кураторы от пилотных учреждений и от СГЭУ.
В Центрах занятости г.о. Самара и с. Борское за первую неделю мониторинга опрошено 250 человек – получателей услуг по жизненной ситуации «Трудоустроиться через Центр занятости населения». В Управлениях социальной защиты населения Самарского округа г.о. Самара и с. Красный Яр участвовало в опросе 70 человек, обратившихся за услугами по жизненной ситуации «Получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка». Респонденты активно отвечали на задаваемые вопросы, большинство из них высказали удовлетворенность качеством полученных услуг в данных учреждениях, а в качестве положительных моментов были отмечены комфортность помещений и вежливость сотрудников.
Наибольшей выборкой отличилась Самарская городская клиническая поликлиника № 15 Промышленного района г.о. Самара, здесь студентами было проанкетировано 300 человек, обратившихся в учреждение для оказания услуги по жизненной ситуации «Получить первичную специализированную медико-санитарную помощь пациенту с заболеваниями сердечно-сосудистой системы». Пациенты охотно проходили анкетирование и предлагали решения по улучшению качества предоставляемых услуг.
24 мая все пилотные учреждения на территории г.о. Самара с визитом посетила делегация ключевых участников проекта по внедрению Национальной социальной инициативы в Самарской области, возглавляемая советником гендиректора АСИ Линник О.В. Ольга Владиславовна пообщалась как с руководством и персоналом учреждений, так и со студентами, проводящими опрос. Представителя АСИ интересовали вопросы о том, кем являются среднестатистические получатели услуг, на какие проблемы чаще всего обращают внимание люди, пришедшие за услугой. Поскольку в каждой группе интервьюеров были студенты, которые принимали участие в декабрьском анкетировании, наибольший интерес вызвала сравнительная характеристика результатов опроса: что изменилось во мнении респондентов, какие новые идеи по улучшению качества услуг были предложены.
Результаты мониторинга позволят сформировать объективную картину удовлетворенности услугами социальной сферы, мнение респондентов и их предложения будут обязательно учтены при выработке механизма улучшения качества услуг и сервисов в конкретных жизненных ситуациях.
А для студентов, обучающихся по программам "Государственное и муниципальное управление" и "Экономическая социология", участие в проведении масштабных социологических опросов очень интересно и полезно, так как позволяет применить полученные в университете знания на практике и получить огромный опыт в сфере работы с людьми.