Сегодня мы начнем рассказывать вам не только о том, как жили студенты в это непростое военное и послевоенное время, но и о преподавателях и научных работниках, и о проведение научных исследований.
02.06.2022 г.
Сегодня мы начнем рассказывать вам не только о том, как жили студенты в это непростое военное и послевоенное время, но и о преподавателях и научных работниках, и о проведение научных исследований.
Глава I «Первые ученые. Первые исследования. Первые учебники»
В первые годы своего существования наш вуз осуществлял только учебную деятельность. Научно-исследовательская работа (НИР), пробиваясь сквозь идеологические барьеры, лишь постепенно становилась составной частью его деятельности . Одной из причин этого являлись распространенные взгляды о том, что кафедры высших учебных заведений не могут заниматься научноисследовательской работой, а должны ограничиваться только учебнопедагогической деятельностью. Постановление "О высшей школе" от 23 июня 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) о том, "что без научно-исследовательской работы не может осуществляться высшими учебными заведениями подготовка специалистов на уровне требований современной науки и немыслима подготовка научно-преподавательских кадров и повышение их квалификации", послужило началом оформления вузовской науки.
В вузах не хватало научно-педагогических кадров: профессура эмигрировала, была уволена из-за несоответствия социального происхождения пролетарским требованиям, университеты были распущены и только потом восстановлены. Непродуманная политика партийных чиновников разрушала и нормальную систему подготовки научно-педагогических кадров, и саму научную работу, которая отныне должна была соответствовать квазимарксистскому подходу. В середине 1930-х гг. стало ясно, что без систематической научной работы невозможно поддерживать высокий образовательный уровень. Правительственным решением была возрождена научная жизнь в вузах, однако в одночасье восстановить ее невозможно. Потребовались еще два десятилетия на формирование научной библиотеки, необходимой для разносторонних исследований, и на систематическое ее пополнение, на становление нового поколения ученых, которые в середине 1930-х гг. еще сидели за университетской скамьей, а потом были мобилизованы в армию, а также на утверждение новой научной парадигмы и формирование научных школ, своими корнями уходивших еще в исследования крупных дореволюционных ученых. В таких условиях складывалась научная жизнь и нашего Куйбышевского планового института.
Заметное влияние на становление научной жизни молодого вуза оказали ученые, работа которых на некоторое время оказывалась связанной с КПИ. Среди них - Георгий Иванович Баскин, о котором мы упоминали в очерке 1. Этот ученый был основателем метода дистанционного изучения местных рынков. На основе разработанного метода Г.И. Баскин анализировал множество вопросов социально-экономической жизни. Его интересовали дифференциация крестьянского хозяйства, состояние семейного бюджета в крестьянских и городских семьях, научно обоснованные нормы реквизиции хлеба и скота в крестьянском хозяйстве в условиях революции и гражданской войны, оптимальные размеры создаваемых в крае колхозов и совхозов в советские годы и многое другое. Г.И. Баскин поддержал молодого ученого планового института К.А. Фавстова во время научной дискуссии по его диссертации.