5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Область науки:
Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей:
Педагогика
Наименование отрасли науки, по которой присуждаются ученые степени:
Педагогические
Шифр научной специальности:
Общая педагогика, история педагогики и образования
Направления исследований:
- Методология педагогических исследований в современной социокультурной ситуации.
- Методологическое обоснование междисциплинарных связей в педагогических исследованиях развития образования.
- Методология исследований педагогической составляющей социальных процессов.
- Развитие педагогической науки как целостной системы научного знания и научной деятельности; система современного педагогического знания.
- Качество педагогических исследований; исследования вклада образования и педагогической науки в социально-экономическое развитие страны.
- История развития педагогической науки и образовательной практики. Становление и развитие научно-педагогического знания.
- Исследование исторического развития образовательных систем, методов, средств, форм обучения и воспитания (на разных уровнях образования и в разных формах — формальное, неформальное, информальное).
- История образовательной политики.
- Историко - педагогическая персоналистика.
- Теории и концепции образования. Социокультурная обусловленность и динамика образования на различных этапах жизненного пути человека; социокультурные эффекты образования.
- Потенциальные возможности самоопределения и саморазвития человека средствами образования в современном мире.
- Педагогическое взаимодействие в цифровой среде.
- Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций.
- Концепции непрерывного образования в цифровом обществе; взаимосвязь формального, неформального и информального образования; базового и дополнительного образования.
- Взаимосвязь общей и коррекционной педагогики в исследованиях развития инклюзивного образования.
- Сравнительные исследования трансформаций отечественных и зарубежных систем образования.
- Эффективные педагогические практики и инновации в образовании
- Теории и концепции обучения. Преемственность дидактических систем всех уровней и видов образования.
- Трансформация дидактических систем, в том числе цифровая трансформация.
- Педагогические условия обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.
- Теоретико-методологические проблемы моделирования содержания образования.
- Типы, модели и стратегии обучения, границы их применимости; оценка педагогической эффективности разных стратегий и моделей обучения.
- Исследования развития учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Дидактические возможности открытой образовательной среды; педагогические условия обеспечения безопасности среды.
- Теории и концепции воспитания и социализации. Социокультурная обусловленность воспитания; антропология современного детства.
- Ценностные основания построения воспитательных систем в современном социокультурном пространстве, в образовательных организациях различных уровней и видов образования.
- Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях различных уровней и видов образования.
- Методология исследования практики воспитания несовершеннолетних, содержащихся в учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа.
- Концепции социального воспитания и социального развития человека в цифровом обществе на различных этапах его жизненного пути; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества).
- Кибербезопасность личности в цифровом социуме как педагогическая проблема.
- Воспитательные и социокультурные практики в образовании; детские и молодежные общественные движения и объединения.
- Семейное воспитание и образование; педагогическая поддержка семейного воспитания и образования.
- Педагогические модели профилактики асоциального поведения детей и подростков, в том числе в открытых образовательных средах.
- Педагогические концепции организации социально-культурной деятельности.
- Управление образованием. Модели, концепции и технологии управления образованием. Методология оценки качества образования, ориентированная на инновационное развитие общества.
- Исследования влияния социальных и цифровых сред на качество образования.
- Образовательная политика. Государственно-общественное управление образованием. Командные стратегии в управлении. Теория и практика лидерства в образовании, педагогическое лидерство.
- Управление развитием образовательных сообществ в информационных средах.
- Педагогическая компаративистика. Исследования состояния и тенденций развития педагогической теории и практики образования в различных странах и регионах мира.
- Международные исследования качества образования; исследования систем мирового образовательного пространства.
- Межкультурное, этнокультурное воспитание в современном мире.
Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):
5.8.7. Методология и технология профессионального образования