САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
.

Форма поиска

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СГЭУ

Общие положения

Обучение в Самарском государственном экономическом университете инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как в общих группах, так и по индивидуальным программам. 

Особые права при приёме на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам бакалавриата, а также возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, увеличение продолжительности вступительных экзаменов регламентированы Правилами приема в СГЭУ. 

Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов СГЭУ регламентирует выплату инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья социальной стипендии и материальной поддержки. 

Адаптация образовательных программ

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение  звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов по их заявлению, поданному до начала государственной аттестации, может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости студенту-инвалиду может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

В СГЭУ студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить высшее образование с применением дистанционных технологий и элементов электронного обучения.

Срок обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (в пределах, установленных ФГОС).

В случае необходимости, по заявлению студента-инвалида, ему может быть оказано содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья.

Безбарьерная архитектурная среда

В университете ведется работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушением зрения;
  • с нарушением слуха;
  • с ограничением двигательных функций.

На территории филиала создаются условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Оборудован пандус для доступа к главному учебному корпусу.

В общем случае в стандартной аудитории места за первыми столами в ряду у окна и в среднем ряду предлагаются студентам с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, предусмотрены 2 первых стола в ряду у дверного проема с увеличенной шириной проходов между рядами столов, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. 

По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по университету – на одном этаже, в одном крыле и т.д.

Особое внимание в СГЭУ уделено обеспечению безопасности. В университете установлена визуальная и звуковая системы оповещения и  сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.

Главный принцип архитектурной доступности ВУЗа – это равенство и удобство для всех студентов и сотрудников, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Обеспечение доступа в здание  Пандус, расширен проем входной двери.  
Доступность путей перемещения внутри здания Система противопожарной сигнализации и оповещения; лестница с поручнями, пандус.

При возникновении трудностей с передвижением по территории университета имеется возможность воспользоваться услугами сотрудника по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение доступности зданий и территории Сызранского филиала

Специальные технические средства обучения Сызранского филиала

Комплексное сопровождения образовательного процесса и условия для здоровьесбережения

Комплексное сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. В СГЭУ осуществляется организационно-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение образовательного процесса.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей, коррекцию взаимодействия преподаватель − студент-инвалид. Все эти вопросы решаются совместно с кураторами учебных групп директором филиала.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов, сохранения здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Сызранский филиал располагает оборудованным медицинским пунктом, предоставляющим бесплатную медицинскую помощь.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СГЭУ установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения. Для студентов с ограничениями движения проводятся занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. Студенты с нарушениями слуха и зрения могут выбрать подвижные занятия адаптивной физкультурой на открытом воздухе или в спортивном зале. Все занятия проводят  профессиональные специалисты.


Доступ к информационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья​

Одной из важнейших составляющих Самарского государственного экономического университета является информационная среда (ИОС). На сегодняшний день она включает системы информирования обучающихся, web-сайты и сервисы, электронную информационно-образовательную среду учреждения. Адаптация имеющейся информационной среды для нужд людей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь, учитывает требование информативности. Предоставление обязательной информации регламентируется нормативной базой. Альтернативная версия официального сайта ВУЗа для слабовидящих учитывает требования Государственных стандартов. Форма получения иного вида информации не регламентирована, но стоит учитывать, что в СГЭУ выполняется основное логическое условие к ИОС условие – доступность информации для людей с нарушениями определенных функций, например, зрения или слуха.

Для этого на сайте ИОС СГЭУ автоматизированный механизм преобразования контента согласно требований ГОСТ Р 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению.

Рисунок 1. Обычная версия сайта

Данный механизм обладает следующим функционалом:

  • визуальное представление информации в соответствии с требованиями государственного стандарта;
  • произношение требуемой информации голосом (синтез речи);
  • голосовое управление работой программного комплекса;
  • возможность расширения функциональности путем добавления дополнительных модулей.

Все компоненты имеют сложную структуру, реализованы с помощью языков PHP, JavaScript, HTML, CSS, а также используют вызовы внешних программ. Например, компонент «Распознавание речи» вызывает сервис «Google».

Рисунок 2. Версия сайта для слабовидящих

С целью обеспечения доступности информации для лиц с нарушениями зрения, контент, электронные курсы, система тестирования ИОС СГЭУ могут быть представлены в нескольких цветовых решениях: «белое на черном», «черное на белом», «синее на голубом». Выбор конкретной цветовой схемы осуществляет пользователь при помощи голосовых команд или с помощью элементов управления.

Все электронные образовательные ресурсы, размещенные в рамках ИОС СГЭУ также адаптированы для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья. Для озвучивания лекций учащимся СГЭУ с ограниченными возможностями предлагается использовать специализированное программное обеспечение – Loquacious - Auto TTS, работоспособность которого проверена на всех версиях современных браузеров на ядре Chromium. Эту же программу можно использовать для озвучивания текстов лекций все современных платформ электронного обучения, например, массовые открытые электронные курсы национальной платформы открытого образования.

Рисунок 3. Система озвучивания лекций


Горячая линия департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России по вопросам выполнения мероприятий в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им необходимой помощи»: 8-800-700-73-99

Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья //  http://spo.wil.ru

Портал инклюзивного образования // http://ivo.mininuniver.ru

Яндекс.Метрика